Из «Книги Захватов Ирландии»
Часть I Теперь о захвате Ирландии гойделами и о том, что шло за чем в ту пору. Говорили мы об их странствиях со времен Яфета, сына Ноя, и Башни Немрода, покуда не оказались они у Башни Бреогана в Испании. А еще о том, как пришли они из Египта, Скифии и Меотийских пределов по Тирренскому морю к Криту и Сицилии, и о том, как захватили они Испанию силой. Сейчас расскажем вам, как прибыли они в Ирландию. Ит, сын Бреогана,- вот кто первым узнал о ней. Раз пришел он один ясным весенним вечером на верхушку Башни Бреогана и принялся смотреть вдаль через море на северо-восток, покуда наконец не увидел вдалеке Ирландию. Спустился он тогда обратно к своим братьям и рассказал им об этом. И сказал Брего, сын Бреогана, что вовсе не было это землей, а лишь облаком на небе, и не желал он пустить туда брата. Но невозможно было удержать его, и тогда вывел Ит свой корабль в море и поплыл к Ирландии. Трижды пятьдесят воинов было с ним в ту пору. Наконец приблизились они к Зловонному Берегу Маг Ита, что у северного края Ирландии. И полагают мунстерцы, что таков был их путь. Отправился Ит через Корку Дуибне, через Киаррайге Луахра, через Луахайр Дедад, через Маг Клиах, через Эйле, через Тир Келл, через Миде, через земли Луигне, через Слиаб Гуайре, через леса Фернмага, через Фоссад Клайр, что у Фернмага, через вершину Слиаб Бетех, через Слиаб Тоад, через болото Тир Сирлайм, через земли Модорна, через Маг Ита, мимо берега Лох Фебайл, через Земли Нета к Айлех Нейт. Но говорят на севере, что отправился он, как сказано, в Ирландию и высадился у Зловонного Берега Маг Ита, что у северного края Ирландии. Тогда вышли на берег люди поговорить с ним, и каждый
поведал о себе на языке скотов. Славно было им знать, что все они из
потомков Рифата Скота. И спросил Ит, какое было имя острова. Вот что сказали ему вслед Племена Богини Дану. Говорили они, что приходился он сыном одному из великих королей и явился высматривать себе земли и владения на одном из дальних островов света. И сговорились тогда они погубить Ита. Послали они вдогонку за ним могучее войско, что поразило его насмерть на Маг Ита - оттого и получила эта долина свое имя. Другие же говорят, что добрался он до своего корабля и умер в море. Отвезли его люди тело Ита в Испанию. Так говорит повесть о Сыне Бреогана, которого погубили Племена Богини Дану за то, что прельстился он их владением - Ирландией. Отомстить за Ита и приплыли туда Сыновья Миля. Так говорят ученые люди: тридцать шесть вождей гойделов было у них, что приплыли на тридцати шести кораблях. Четыре да еще двадцать слуг было с ними, и каждый на своем корабле, и с каждым еще по четыре да двадцать слуг. Вот те шесть да тридцать вождей, что приплыли в Ирландию, как записал это Финтан, сын Бохра, под покровительством Финниана из Маг Биле и Колумкилле, и запечатлел Туан, сын Каирилла, в присутствии ирландцев и Финниана из Манг Биле. И говорили они, что таковы имена тридцати шести вождей, что приплыли в Ирландию с гойделами: десять сыновей Брегона, в их числе Ит-Брего, Биле, Блад, Куалу, Куальнге, Фуат, Муиртемне, Эблео, Ит и Нар, Миль Испанский, единственный сын Биле, семь сыновей Миля: Донн, Колпта, Аморген, Эбер, Ир, Эримон, Эрех Фебриа и Эреннан, самый младший из всех. Три сына Эримона: Муймне, Луйгне, Лайгне. И еще Палап и Ириал Фаид, сын Эримона. Четыре сына Эбера Финна: Эр, Орба, Ферон и Фергна. А еще приплыл с ними Лугайд, сын Ита, могучий, храбрейший и славный воитель, дабы отомстить за своего отца. Вот какие вожди прибыли в Ирландию с Сыновьями Миля: десять сыновей Бреогана, восемь сыновей Миля, пять сыновей Эримона, четыре сына Эбера Финна и десять могучих героев. И еще приплыли в те края Гостен, Сетга и Ит, сын Бреогана. Ученые люди полагают, что не было с ними Миля, а другие говорят, что скосил мор этих трех королей, до того как оказались они в Ирландии. Вот двадцать три слуги: Айдне, Ай, Ассал, Меде, Морба, Миде, Куиб, Клиу, Кера, Саэр, Слан, Лифе, Лине, Лиген, Трайг, Дул, Адал, Айре, Десе, Дела, Феа, Фемен, Фера. Да еще прибыл с ними Лугайд, сын Ита, могучий и храбрый воин, силою равный сотне, дабы отомстить за своего отца. Таковы имена главных слуг, а вот имена остальных, о которых нечасто говорится в книгах: Медар, Ладар, Медон, Пида, Кат, Руис, Кайлна, Мад, Дена, Каха, Бонн, Финну, Кер, Коирхе, Медба, Айлим, Бир, Баскон, Форкна, Лугба, Сега, Сейлгенн, Сег, Map, Айг. Говорят, что кроме них были и у Эбера сыновья: Каур, Капа, Корунн, Эдор, Арб, Айрбе. А еще шесть сыновей было у Эримона: Эденн, Алан, Айне, Кайхер, Кайхер, Кернда. Нечасто говорится об этом потомстве. Часть II Сорок восемь супружеских пар было с Сыновьями Миля,
да четыре наемника, да Скота, дочь фараона, когда пустились они в путь
по морю к Ирландии. И решили они ступить на берег у Инбер Скене ибо
гласило пророчество, что завоюет оттуда Ирландию великое войско. Но
всякий раз, как приближались они к Ирландии, чарами демонов вставал
перед ними берег того залива крутой горой. Три раза обошли они кругом
всю Ирландию и наконец вышли на берег у Инбер Скене. А Эреннан, младший
из сыновей Миля, взобрался на мачту посмотреть, далеко ли от них до
земли. И упал он оттуда, а тело его разнесло клочьями по морским камням.
Свалилась голова Эреннана на грудь его матери, что сказала, вздохнув:
И случилось так, что поднялась в тот день великая буря и отнесла от остальных корабль, на котором плыл Донн сын Миля, и с ним двадцать четыре мужа, четыре наемника н двенадцать женщин, н утонули все у Песчаных Холмов, лежащих в море на западе, отчего н называется то место Дом Донна. На майские календы приплыли в Ирландию Сыновья Миля и отослали назад свои корабли на семнадцатый день луны. Умерла тогда Скене, жена Аморгена Глуингела, сына Миля - иные говорят, что еще звали ее Деллсайре. Вырыли ей могилу подле устья, а Эраннану с другой стороны. И была Скене одной из семи супруг сыновей Миля, что звались Теа, Фиалi, Фас, Либен. Одба, Скота, Скене. Оттого и говорится: Семь спутниц Миля Сыновей, честь велика, И сказал тогда Аморген: - Пусть носит имя Скене эта
гавань! Когда же Аморген Глуингел, сын Миля, ступил правой ногой на землю Ирландии, то сказал он: Я ветер на море, Спустя три дня и три ночи после того обрушились Сыновья Миля на демонов и фоморов, иначе сказать, на Племена Богини Дану в битве при Слиаб Мис. Пала в ней Фас, жена Уна, сына Уйкке, откуда и названия Ферт Фаис и Глен Фаис, что между Слиаб Мис и морем. И сражена была Скота, дочь фараона, правителя Египта, что приходилась супругой Эримону, сыну Миля. Некогда Миль, сын Биле, отправился в Египет, и было с ним семь кораблей. Там взял он Скоту в жены, а Эримон взял ее после него. В ту самую ночь, когда пришли в Ирландию Сыновья Миля, изверглось озеро Лох Луигдех, что в Иар Мумайн. И была Слиаб Мис самой несчастливой горой, что встретилась им в Ирландии, ибо там пришлась на их долю самая первая битва. Раз купался Лугайд, сын Ита, в озере Лох Луигдех, а жена его Фиал купалась в реке, что вытекала из озера. Пришел к ней ее супруг обнаженным, и увидела она его наготу, и умерла от стыда в озере Лох Луигдех. А быть может, это муж увидел ее обнаженной, и не снесла того ее гордость. Сразились Сыновья Миля в битве при Лифе с демонами в обличье фоморов, что своими чарами наслали на них Племена Богини Дану. Храбро бились в той схватке Эбер и Эримон, сыновья Миля. Сразили в бою коня Эримона, отчего и название Габар Лифе, ибо таково было имя коня. Часть III Потом отправились они дальше и оказались на горе,
что над озером Лох Дергдерк. Там заговорили Сыновья Миля с Банба. Может
статься, что было это у Слиаб Мис, но так или иначе, вот что сказала
она: Потом пропели они против нее заклинания и удалилась
от них Банба. Тогда заговорили они с Фотла у Эйблиу. То же, что Банба,
говорила она и просила назвать остров ее именем. И сказал Аморген: Потом отправились Сыновья Миля и потомки Бреогана
дальше и подошли к Друим Каин, что зовется теперь Темра. Были там три
короля Ирландии: Мак Куйл, Мак Кехт и Мак Грене. Попросили они Сыновей
Миля, чтобы остался в их власти остров до исхода трех дней и не
случалось бы в то время ни грабежа, ни плена, ни битвы. Оттого желали
они этого, что замыслили сотворить им вослед заклинания, дабы не могли
Сыновья Миля вернуться обратно. Тогда пошли Сыновья Миля на юг от Темры и приблизились к Инбер Феле и Инбер Скене, где были их корабли. Потом отплыли они за девять волн. Тут принялись ирландские друиды и филиды петь против них заклинания, покуда вода со дна моря не выплеснулась на поверхность, ибо воистину могучую бурю подняли они против Сыновей Миля. Отнесла она их далеко на запад Ирландии, где, изнуренные, очутились они на морских волнах. - Это ветер друидов,- сказал тогда Донн, сын Миля.
Стремлюсь я к ирландской земле, И тогда немедля стих над ними ветер. И сказал Донн:
Часть IV Одба была дочерью Миля и матерью трех сыновей Эримона: Муймне, Луйгне и Лайгне. Ее-то и покинул Эримон в Испании, а взял себе в жены Tea. Приплыла Одба на одном корабле со своими сыновьями, и те кормили ее, пока не испустила она дух у Одба, отчего и стало так зваться это место. Вместо Одба взял Эримон Tea, дочь Лугайда, сына Ита, и в приданое себе выбрала она холм, что звался Друим Каин, а иначе Темра. Темайр значит Стена Tea, как говорят ученые люди. Вот каковы имена Темры во времена Захватов. Лиатдруим звалась она во время захвата Немеда, по имени Лиата, сына Лайгне, что расчистил ту гору. Друим Каин звалась она при Фир Болг по имени Каина, сына Фиаху Кендфиннана. Холм Трех Мужей или Каирн Одинокого было ее название во времена Эохайда, сына Эрка. Катайр Кройнд называлась она при Племенах Богини Дану по имени Кройнд, дочери Аллота, что была там погребена, отчего и говорилось: Катайр Кройнд. Темрой звалась она при Сыновьях Миля по имени Tea, дочери Лугайда. Так пели о том ученые люди. Поплыл Эримон по левую руку вокруг Ирландии на северо-восток и с тридцатью кораблями пристал у Инбер Колпта. И было это в тот год, когда Александр Великий, сын Филипа, дал битву, где сражен был Дарий Великий, сын Арзамеса, последний правитель персов через семь лет после смерти Белхаззара и взятия Вавилона Киром Великим, сыном Дария, и освобождения пленников из неволи вавилонской, ибо это Белхаззар вверг их в нее, а Кир освободил. Был Белхаззар последним правителем халдеев, а Кир славнейший владыкой персов. Так это было по связи времен, а по общем разумению пришли Сыновья Миля в Ирландию в Третьем Веке Мира. Вышел на берег Эримон со своими людьми у Инбер Колпта, и бы Колпта, сын Миля, тем, кто показывал им путь. Первым ступил он на землю, и оттого получило это место свое название - Инбер Колпта. А после самих сыновей Бреогана ничего не осталось в Ирландии, если не считать названий крепостей, что он построили. Сын Бреогана, первейший в роду, Что же до Сетга, Сурги и Собайрхе, то о потомстве их ничего не известно, коли оно и было. После сражения при Тальтиу и бегства Племен Богини Дану, чьих трех королей да трех королев погубили там Сыновья Миля, поделили они Ирландию, и взял себе Эримон север, а Эбер - юг. Эбер, сын Ира,- от него ведут род Оллом Фотла, иначе потомство Рудрайге и Коналла Кернаха, Фергуса, сына Ройга, со многими иными племенами, а с ними и все улады. От него ведут род Конмаикне, Киаррайге, Коркомруад, Уайне, Дал Мога Руит, Лаигсе, что в Лейнстере, Ара Клиах, все семь родов Согайн, потомство Конхобара и Келтхайра. От Эримона же, стоявшего во главе воинства, идут Лет Куин и четыре семьи Темры, Конал, Эоган, Колман, Аэд Слане. От него же и три рода Коннахта - Уи Бриуйн из Брефне, Уи Муйредайг, Уи Фиакрах и потомство Колласа, где бы ни было оно - в Ирландии или Шотландии. От него ведут род Байгне, Осрайге, Десси из Мунстера, Орбрайге, Фотарта, Дал Риата и Дал Фиатах, иначе улады, Албанайг, Эрна из Мунстера, от которых потомство Дедада, сына Сина, Конайре Великого, сына Этерскела из Мунстера, и потомство Бриана, сына Эохайда Менна, и Ниалла, сына Эохайда. Вот потомство Эримона, о котором стоит упомянуть, не считая тех многих, о которых говорят предания, но не пишется в Захватах из-за их ничтожества. Теперь о потомстве Эбера по всей Ирландии. От него идут Дал Кайс, Дал Кейн, Делбна, Северные Десси, Дал Мескорб, Дал Матрах, Уи Дердуйб, Катрайге, Эйле, Туат Туйрбе, Эоганахты из Кайсиля, из Айне, из Лох Лейн, из Райтлинн, из Гленнамнах, из Ара, из Рос Айргид, Лемнайг из Шотландии, Эоганахты из Дурлас Айртир Клиах. Вот все потомство Эбера. Десять вождей потеряли они на море и на земле с тех пор, как отплыли из Испании до самого покорения Ирландии; восемь вождей, и среди них король Донн, а еще Биле, сын Бриг, Айрех Фебруад, Брес, Буас, Буайгне, что утонули вместе с кораблем Донна, Ир, умерший и погребенный на Скеллиг, Эраннан, что погиб подле устья иль в море, когда упал с мачты, Куальнге и Фуад, сраженные демонами,- вот сколько потеряли они благородных людей, не считая женщин, воинов и детей. Шесть королев потеряли они к тому же в ту пору - Буан, жену Биле, Дил, дочь Миля, что погибла вместе с Донном, Скене, иначе Деллсайре, жену Аморгена Глуингела, сына Миля, от которой и пошло название Инбер Скене. Умерла его жена вместе с Иром, а жена Ира вместе с Муиртемне. А еще погибла Фиал, жена Лугайда, когда узрела наготу своего мужа, купавшегося в Инбер Фейле, отчего и пошло это название. Было это в ту самую ночь, когда изверглось озеро Лох Луйгдех. Оплакивал ее муж, и был это первый плач в Ирландии: Здесь мы сидим у воды, Часть V (заключительная) И разгорелся после битвы при Тальтиу спор между сыновьями Миля, Эбером и Эримоном, о том, кому править Ирландией. Привели к ним Аморгена, дабы покончил он эту тяжбу. И сказал Аморген: - Власть вождя Донна пусть остается второму, Эримону, а от него Эберу. Вот три первых решения судьи между Сыновьями Миля в Ирландии: то, что произнес Аморген в Темре, то, что вынес он здесь, у Слиаб Мис, и то, что произнес он у Кенн Сайле о диких вепрях и четвероногих. И тогда отправились шесть вождей на юг, а семь с Эримоном на север, и власть над югом досталась Эберу, а над севером - Эримону. Пошли на юг Эбер Финн, Лугайд, сын Ита, Этан, сын Уйкке, Ун, сын Уйкке, Кайхер и Фулман. На север пошли Эримон Эбер, сын Ира, Аморген, сын Гостена, Сетга, Собайрке, Сурге. Так сказал об этом Ройгне филид, сын Угайне Великого, когда спросили его о брате Мале, сыне Угайне: Благородный потомок Угайне, А возможно, что было их дважды по шесть вождей, как сообщается в книгах - шесть сыновей Миля и шесть сыновей Бреогана. Шесть сыновей Бреогана - Брего, Биле, Фуат, Блад, Куалу, Куальнге. Шесть сыновей Миля - Эримон, Эбер, Айрех, Аймирген, Колпта, Ир. Говорят ученые люди, что прибыл в Ирландию Ир, сын Ита, вместе с Лугайдом, сыном Ита. Потомство Ира в Ирландии - Мускрайге, Корку Байскин, Корку Дуйбне и много иных народов. Вот как захватили Ирландию гойделы после многих плаваний по морю от Скифской Греции до Башни Немрода, а от Башни Немрода до великого королевства Скифия, а оттуда через множество других стран в Испанию, а из Испании в Ирландию. Ступили они на землю при Тальтиу и сразились там с Племенами Богини Дану. Здесь конец рассказа о Захвате Сыновей Миля. Примечания 1) ...захватили они Испанию силой. - Постепенно складывавшийся и очень неоднородный материал ирландской мифологической, генеалогической традиции (начиная примерно с VIII в.) - "Книга Захватов Ирландии" содержит много совершенно произвольных привязок местной традиции к мировому историческому и географическому пространству. Так, скифская родина гойделов появилась благодаря предполагавшемуся сходству названий Scythi и Scotti (латинское название ирландцев). Испания сделалась отправной точкой последнего путешествия к Ирландии, оттого что авторитет прекрасно известного ирландцам Исидора Севильского подтверждал созвучие Hibernia (латинское название Ирландии) и Iberia. Кроме того, ряд ранних источников считает Испанию ближайшей к Ирландии страной, которая, по общему мнению, помещалась между Испанией и Британией. Традиционная хронология, выводимая из производившегося составителями "Книги" подсчета поколений, относит описываемые в этом отрывке события ко времени около 1560 г. до н. э., что, естественно, никак не соответствует исторической реальности. 2) Ит, сын Бреогана - история об Ите и его первом плавании к Ирландии могла быть, по некоторым предположениям, включена в повествование с целью указать на присутствие в Ирландии гойделов еще до прибытия Миля (прародителя ирландцев), что было естественно в свете стоявшей перед составителями задачи - объединить общим происхождением разнородные этнические слои населения острова. 3) Элга - "благородная", "прославленная". 4) ...и Финниана из Маг Биле. - Этот пассаж весьма типичен для ирландской традиции. Финтан, сын Бохра, стоит у самых истоков описываемых в ней легендарных событий. Считалось, что он был одним из трех мужей, прибывших в Ирландию с первой группой переселенцев, спутниками Кессаир, за сорок дней до потопа. Укрывшись на вершине холма, Финтан пережил потоп, а затем, превращаясь в различные существа, был свидетелем всех событий в стране вплоть до прихода христианства и явился как бы связующим звеном между двумя традициями. Ссылка на авторитет героев древности, восстающих из могилы или каким-либо другим чудесным способом являющихся, дабы подтвердить истинность совершившегося, обычна для ирландских памятников. Финниан из Маг Биле ("Долина Дерева" - монастырь на территории Улада - совр. графство Даун) принадлежит к легендарной эпохе ирландского христианства и является одним из великих святых VI в. (умер около 579 г.) 5) ...семь сыновей Миля... - Имя Миля, легендарного предка гойделов, происходит от лат. Miles Hispaniae. Супругой его считалась Скота, что означает просто "ирландка". Она была дочерью египетского фараона и бежала вместе с гойделами, страшившимися его гнева за то, что они не приняли участия в погоне за иудеями. По поводу количества сыновей Миля в традиции существуют расхождения, связанные со сложными генеалогическими задачами, стоявшими перед разными поколениями составителей "Книги Захватов", а также с включением в число сыновей не только "исторических", но и целиком мифологических персонажей. Вполне вероятно, что сначала сыновьями Миля признавались только Эбер и Эримон, поделившие между собой Ирландию. Ненний в "Истории Бриттов" говорит о трех сыновьях (к Эберу и Эримону добавляется Ир). К концу IX в. к ним добавляются уже Донн, Колпта и Аморген, а еще несколько позже Эрех Фебриа и Эреннан (о параллельных традициях, помогающих прояснить архетип повествования "Книги Захватов", см.: O'Rahilly Т. F. Еаrly Irish History and Mythology. Dublin, 1971. P. 198-199 и др.). 6) Инбер Скене - как было установлено, это не собственно ирландское название "Скене" как название реки (inber "устье")- было заимствовано у Орозия, обозначавшего так реку Шэннон. По ирландской традиции, Инбер Скене располагалось где-то неподалеку от устья реки, зовущейся сейчас Карран и вытекающей из Лох Луйгдех. Все предания утверждают, что Сыновья Миля высадились в Ирландии сначала у восточного побережья Мунстера, а затем у западного побережья Лейнстера. 7) В облике Донна наиболее явно видны черты мифологического персонажа. Донн без сомнения, был божеством потустороннего мира, и считалось, что его обиталище был так называемый Дом Донна (Tech Duinn), связывавшийся с южным побережье Ирландии, точнее, с маленьким скалистым островком у юго-западного берега современного графства Корк. По некоторым верованиям, в Дом Донна отправлялись мертвые (в христианской интерпретации - грешники, прежде чем отправиться в ад). 8) Я ветер на море... - Такая череда отождествлений, такая цепь "превращений" были обычны для ирландских филидов и различных сверхъестественных персонажей. 9) Банба - одна из богинь-эпонимов Ирландии, иногда смешивалась или отождествлялась с Кессайр, первой из пришельцев в Ирландию. По одной из традиций, именно Банба пережила потоп на Тул Туинде. 10) Тул Туинде - "Гора Волны". 11) Фотла - богиня-эпоним Ирландии. 12) Эриу - богиня-эпоним Ирландии. 13) Темра - новое звучание названия Тара. 14) ...стремлюсь я к земле ирландской.- Это своего рода "поэма творения", которой Аморген как бы вызывает Ирландию к бытию из олицетворяющего хаос океана. 15) Тальтиу - одно из священных мест Ирландии, где в дохристианские времена и в эпоху раннего христианства периодически устраивались народные собрания и праздники. Тальтиу (по имени супруги одного из королей Фир Болг) связывали прежде всего с традициями воинской доблести и королевской власти. Празднества здесь проводились на Лугназад (1 августа), когда, как считалось, в Ирландию приплыли Фир Болг. 16) Эбер, сын Ира... - Далее следует образец генеалогического творчества, где, называются основные родовые и племенные объединения Ирландии. "Книга Захвата" дает неоднозначную и не всегда совпадающую с другими источниками версию их происхождения. |